Ремонт стартера автомобиля КамАЗ.

Попался мне в ремонт интересный экземпляр редукторного стартера устанавливаемого на автомобили с двигателем КамАЗ.

стартер КамАЗ
стартер КамАЗ

Ранее был похожий в ремонте, позже выяснилось, что не совсем такой, но об этом ниже. Снят он был с автомобиля грузоподъемностью 20тн с мощностью двигателя 400л.с. Водитель жаловался на сильный скрежет при запуске двигателя — что, собственно, и не удивительно:

износ втулки стартера
износ носика стартера

В процессе, как оказалось, совсем недолгой эксплуатации износилась втулка передней опоры вала привода, причем этим не ограничившись вал пропилил канаву в чугунном корпусе стартера (см. фото выше).

Как говорится: «ну раз пошла такая пьянка…….» — вот мы этот огурец и вскрыли. Не буду расписывать процесс полной разборки и сборки стартера — не такой уж он и сложный, остановлюсь подробнее на некоторых интересных деталях. Вот он полностью разобранный и в полном составе на фото ниже:

детали стартера КамАЗ

У данного стартера, по причине износа передней опоры вала привода, и перекоса последнего также была «убита» втулка промежуточной опоры. Вот этот дефект на фото ниже:

промежуточная опора

Это две основные выявленные неисправности данного стартера. Изначально втулку передней опоры, так называемого «носика» стартера было решено заменить на подходящую большего внешнего диаметра, предварительно расточив отверстие в корпусе, как я это обычно делаю со стартерами двигателя Cummins, но данная идея не воплотилась в жизнь, поскольку токарь наотрез отказался брать на себя ответственность за испорченную деталь, и к тому же оказалось, что втулки подходящего размера в магазинах нашего города не найти (нет даже стандартной). А исправный стартер ой как срочно нужен был. Взяв риск добить насмерть стартер на себя, решил заварить проточенную валом канавку, проточить отверстие, и использовав в качестве донора похожий стартер (был у меня со сгоревшим якорем, о нем я проговорился в начале статьи) пересадить с него втулки. Кстати, изначально я хотел просто поменять «носик» стартера, но оказалось, что мудрые производители наклепали множество модификаций и у двух с первого взгляда одинаковых деталей оказалось маленькое отличие — угол расположения отверстий для крепежных шпилек. И еще одно маленькое отличие — остальные внутренние детали тоже ни фига не подходят — они совершенно разные на одинаковых с виду стартерах.

Заварив изношенное отверстие, я отправился к токарю, который и на этот раз отказался прочь этому интересному случаю — так говорит не получится, не смогу, говорит я сварку в чугуне ровно расточить (рассверлить). Ну не повезло с токарем. На помощь пришли напильники. На фото ниже процесс исправления отверстия.

ремонт стартера

В принципе, в данном случае геометрия отверстия под втулку не слишком принципиальна, поскольку запрессованная втулка все равно обрабатывается разверткой, лишь бы её не помяло во время запрессовки, но при этом она крепко держалась в отверстии, поэтому аккуратная обработка напильником оказалась вполне подходящим вариантом. Б/у втулка, извлеченная из донора встала на место как влитая, в последствии еще была поправлена разверткой.

А вот с промежуточной опорой (по совместительству корпусом редуктора) вышло не все так гладко. Донор имел не только другой якорь, но и редуктор, привод и естественно промежуточную опору с меньшим диаметром отверстия (на фото справа донор).

редуктор стартера КамАЗ

На помощь пришел другой донор, от которого я даже и не ожидал — оказалось, что при совершенно разном строении стартер фирмы BOSCH имеет аналогичную промежуточную опору — корпус редуктора, да ещё и с бонусом, с игольчатым подшипником вместо втулки.

Вал, привод и редуктор были переукомплектованы, и смазаны. Предостерегу вас смазывать участок вала по которому передвигается привод (он же «бендикс»). Дело в том, что в процессе работы сцепления на данный участок трения в случае наличия смазки будет налипать пыль от износившихся фрикционных накладок, что превратит смазку в густую липкую субстанцию, которая при минусовых температурах может заблокировать привод на валу и не даст втягивающему реле включить стартер. Особенно этим грешат большие старые стартеры с довольно толстыми валами, а соответственно с большой площадью трения.

привод стартера КамАЗ
редуктор стартера

Далее собираем стартер. Это удобно делать аккуратно зажав переднюю часть корпуса стартера в тисах. Устанавливаем сначала якорь, не забывая вложить шарик (если вы его не заметили) в отверстие редуктора под передний конец вала якоря (в середине между шестерен редуктора). Для удобства установка статора с щёточным узлом, необходимо немного сдвинуть пружины по щеткодержателю в сторону (в случае расположения как на фото вниз) предварительно отогнув их из пазов щеток, так они зафиксируются и не будут давить на щетки, тем самым мешать сборке. Главное не забыть вернуть потом пружины в рабочее положение.

щеточный узел стартера

Устанавливаем заднюю крышку не забыв совместить при этом пазы на деталях (фото ниже). Иногда данные элементы настолько малы, что не выполняют своей функции и позволяют собрать узел не правильно, поэтому будьте внимательней.

И вуаля! — стартер собран.

стартер КамАЗ

Теперь проверяем его на холостом ходу, путем кратковременного подключения к АКБ 24 на вольта.

Заметка по поводу смазки самосмазывающихся металло-графитных (кто то их называет медно графитными, кто то металлокерамическими) втулок. Хорошей рекомендацией является предварительная «варка» таких втулок в горячем моторном масле. Дело в том, что тело этой втулки пористое, и способно впитывать смазку. В процессе работы и при нагреве смазка выделяется в область трения (это очень хорошо видно, если обработанную и насухо вытертую втулку немного нагреть). Так же очень не плохо работает смазка и пропитка нагревом таких втулок трансмиссионным маслом в случае собранного узла. Не рекомендую смазывать такие узлы консистентной смазкой, так как она очень плохо выполняет свою роль в данных узлах.

P.S. Данный стартер успешно трудится уже несколько месяцев.

Оставьте комментарий