Ремонт стартера автомобиля КамАЗ.

Попался мне в ремонт интересный экземпляр редукторного стартера устанавливаемого на автомобили с двигателем КамАЗ.

стартер КамАЗ
стартер КамАЗ

Ранее был похожий в ремонте, позже выяснилось, что не совсем такой, но об этом ниже. Снят он был с автомобиля грузоподъемностью 20тн с мощностью двигателя 400л.с. Водитель жаловался на сильный скрежет при запуске двигателя — что, собственно, и не удивительно:

износ втулки стартера
износ носика стартера

В процессе, как оказалось, совсем недолгой эксплуатации износилась втулка передней опоры вала привода, причем этим не ограничившись вал пропилил канаву в чугунном корпусе стартера (см. фото выше).

Как говорится: «ну раз пошла такая пьянка…….» — вот мы этот огурец и вскрыли. Не буду расписывать процесс полной разборки и сборки стартера — не такой уж он и сложный, остановлюсь подробнее на некоторых интересных деталях. Вот он полностью разобранный и в полном составе на фото ниже:

детали стартера КамАЗ

У данного стартера, по причине износа передней опоры вала привода, и перекоса последнего также была «убита» втулка промежуточной опоры. Вот этот дефект на фото ниже:

промежуточная опора

Это две основные выявленные неисправности данного стартера. Изначально втулку передней опоры, так называемого «носика» стартера было решено заменить на подходящую большего внешнего диаметра, предварительно расточив отверстие в корпусе, как я это обычно делаю со стартерами двигателя Cummins, но данная идея не воплотилась в жизнь, поскольку токарь наотрез отказался брать на себя ответственность за испорченную деталь, и к тому же оказалось, что втулки подходящего размера в магазинах нашего города не найти (нет даже стандартной). А исправный стартер ой как срочно нужен был. Взяв риск добить насмерть стартер на себя, решил заварить проточенную валом канавку, проточить отверстие, и использовав в качестве донора похожий стартер (был у меня со сгоревшим якорем, о нем я проговорился в начале статьи) пересадить с него втулки. Кстати, изначально я хотел просто поменять «носик» стартера, но оказалось, что мудрые производители наклепали множество модификаций и у двух с первого взгляда одинаковых деталей оказалось маленькое отличие — угол расположения отверстий для крепежных шпилек. И еще одно маленькое отличие — остальные внутренние детали тоже ни фига не подходят — они совершенно разные на одинаковых с виду стартерах.

Заварив изношенное отверстие, я отправился к токарю, который и на этот раз отказался прочь этому интересному случаю — так говорит не получится, не смогу, говорит я сварку в чугуне ровно расточить (рассверлить). Капризные у нас токаря. На помощь пришли напильники. На фото ниже процесс исправления отверстия.

ремонт стартера

В принципе, в данном случае большая точность отверстия (вплоть до сотых) под втулку не слишком принципиальна, поскольку запрессованная втулка все равно обрабатывается разверткой, лишь бы её не помяло во время запрессовки, но при этом она крепко держалась в отверстии, поэтому аккуратная обработка напильником оказалась вполне подходящим вариантом. Б/у втулка, извлеченная из донора встала на место как влитая, в последствии еще была поправлена разверткой.

А вот с промежуточной опорой (по совместительству корпусом редуктора) вышло не все так гладко. Донор имел не только другой якорь, но и редуктор, привод и естественно промежуточную опору с меньшим диаметром отверстия (на фото справа донор).

редуктор стартера КамАЗ

На помощь пришел другой донор, от которого я даже и не ожидал — оказалось, что при совершенно разном строении стартер фирмы BOSCH имеет аналогичную промежуточную опору — корпус редуктора, да ещё и с бонусом, с игольчатым подшипником вместо втулки.

Вал, привод и редуктор были переукомплектованы, и смазаны. Предостерегу вас смазывать участок вала по которому передвигается привод (он же «бендикс»). Дело в том, что в процессе работы сцепления на данный участок трения в случае наличия смазки будет налипать пыль от износившихся фрикционных накладок, что превратит смазку в густую липкую субстанцию, которая при минусовых температурах может заблокировать привод на валу и не даст втягивающему реле включить стартер. Особенно этим грешат большие старые стартеры с довольно толстыми валами, а соответственно с большой площадью трения.

привод стартера КамАЗ
редуктор стартера

Далее собираем стартер. Это удобно делать аккуратно зажав переднюю часть корпуса стартера в тисах. Устанавливаем сначала якорь, не забывая вложить шарик (если вы его не заметили) в отверстие редуктора под передний конец вала якоря (в середине между шестерен редуктора). Для удобства установка статора с щёточным узлом, необходимо немного сдвинуть пружины по щеткодержателю в сторону (в случае расположения как на фото вниз) предварительно отогнув их из пазов щеток, так они зафиксируются и не будут давить на щетки, тем самым мешать сборке. Главное не забыть вернуть потом пружины в рабочее положение.

щеточный узел стартера

Устанавливаем заднюю крышку не забыв совместить при этом пазы на деталях (фото ниже). Иногда данные элементы настолько малы, что не выполняют своей функции и позволяют собрать узел не правильно, поэтому будьте внимательней.

И вуаля! — стартер собран.

стартер КамАЗ

Теперь проверяем его на холостом ходу, путем кратковременного подключения к АКБ 24 на вольта.

Заметка по поводу смазки самосмазывающихся металло-графитных (кто то их называет медно графитными, кто то металлокерамическими) втулок. Хорошей рекомендацией является предварительная «варка» таких втулок в горячем моторном масле. Дело в том, что тело этой втулки пористое, и способно впитывать смазку. В процессе работы и при нагреве смазка выделяется в область трения (это очень хорошо видно, если обработанную и насухо вытертую втулку немного нагреть). Так же очень не плохо работает смазка и пропитка нагревом таких втулок трансмиссионным маслом в случае собранного узла. Не рекомендую смазывать такие узлы консистентной смазкой, так как она очень плохо выполняет свою роль в данных узлах.

P.S. Данный стартер успешно трудится уже несколько месяцев.